Среди новомодных новинок снастей и тактик, англоязычных ультралайтов и твичингов легко затеряться простенькой, но отменно уловистой и в наше время рогульке-жерлице. Описание этой снасти можно встретить еще у Леонида Павловича Сабанеева в его знаменитом труде «Рыбы России». Но в том виде, в каком снасть представлена на страницах этой книги, вряд ли возможно ловить щуку или другого хищника. Наверное, есть резон сразу остановиться на этих недостатках, поскольку они и в реальной жизни имеют место.
Первое, что никогда не сработает на ловле хищника или сработает посредственно — установка шеста, на котором, собственно, и крепится жерлица-рогулька. При таком наклоне шеста живец неизбежно захлестнется за него. Рыбка всегда будет стремиться или к шесту или к траве, рядом с которой всегда обычно ставится жерлица. Мною давно замечено, что живец, простоявший в захлестнутом состоянии у какого-нибудь укрытия, потом всегда бодр и резв…ну, и, конечно, жив. Юркающий из стороны в стороны правильно выставленный живчик будет непременно схвачен свирепоглазой щукой или окунем-горбачем. Если хватки не случится, то срок службы и жизни такого живца в летнее время короток – не более двух часов. Его «коллега», отстоявшийся у шеста или стебля кувшинки, проживет раза в два-три дольше. Видимо, инстинктивно чувствуя преимущества пассивного этого состояния, рыбки-живцы всегда будут стремиться к захлесту, к чему-либо, как-либо. Поэтому шест должен устанавливаться примерно в 45 градусов по отношению к поверхности воды. Чем шест прямее, тем лучше. Обычно на лесных озерах идеальны бывают в этом качестве сухие сосенки, отмершие на моховых болотах. Чтобы подстраховаться от излома вершинки, жерлицу лучше прихватить прочным шнуром ближе к толстой части шеста.
Другая частая ошибка, приводящая уже к закономерной ошибке, изложенной выше, — установка снасти на глубинах более двух метров. Во первых, чтобы правильно установить снасть на таких глубинах потребуется довольно длинный и тяжелый шест, который не всегда и везде возможно найти. Во вторых, мною давно замечено и проверено, что даже самая крупная щука рано утром выходит на, казалось, смешные мелководья, заросшие роголистником и кувшинками. Нередко она забирается даже в камыши, где бьет на отмели мелкую рыбешку, поднимая страшную возню. Эти же приемы использует и крупный окунь, стайно загоняя уклеек и верховок на те же мелководья и в камыши. Правда, время его охот чаще не совпадает с выходами щуки и приходится на более позднее утро, когда солнце уже довольно высоко. Это время благоприятно для греющейся и плавящейся поверху серебристой мелочи, а значит, и для полосатого хищника. Поэтому нет никакой необходимости забираться с жерлицами в глубокие места, чтобы потом, тыча и едва доставая дно, пытаться установить там жерлицы почти вертикально.
Теперь, собственно, о самой жерлице
Снасть представляет собой простейшую рогатку, которыми пользовались когда-то (может, и сейчас?) хулиганистые тинейджеры, выбивающие окна и охотящиеся за кошками. Рогульку можно сделать из развилок ивняка, стараясь выбирать более узкие рогульки. С широких леска будет сматываться с затруднениями, что во время хватки может заставить хищника насторожиться и выплюнуть живца. В качестве более практичного и современного заменителя деревянной рогульки можно использовать аналоги, выпиленные из винипласта или другого схожего материала. Не надо в этом случае резать прибрежные кустарники (и совесть в порядке, и Гринпис промолчит…), а сама рогулька будет тяжелее, что означает меньшую раскачку ее от ветра, соответственно и живец не будет «убалтываться» рывками прыгающей на ветру снасти. И проживет, конечно, дольше.
Леску лучше наматывать на уже сухую и устойчивую рогульку, иначе, высыхая, леска просто сдавит и деформирует развилки рогульки. Обычно леску использует довольно толстую и не только из соображений прочности. Снасть обычно выставляется у травы, где щуки устраивают свои сидки-засады, а это неизбежно приводит к тому, что пойманная рыба будет стремиться уйти в траву. Толстая леска 0,5-0,6 мм легко выпутывается из кувшинок и режет самые «упрямые» стебли. Причем, здесь есть еще один плюс: поскольку вываживание рыбы происходит без участия удилища, попросту — руками, толстая леска не порежет пальцы, что непременно случится при ловле на тонкую, пусть и прочную леску.
К намотанной крест-накрест (восьмеркой) леске крепится грузило, не крупнее «оливки», и вертлюжок со скрепкой. Если живец насаживается способом «под спинной плавник» или под «спинной плавник и губу», то нет необходимости отстегивать поводок. Он может быть мягким вольфрамовым или подобным металлическим. Крючки — двойники № 7-8,5, в зависимости от размеров хищников, обычных для выбранного места. (Не секрет, что есть места, где снасти крушат пудовые «крокодилы», а в других преимущественно обитают бледные и вытянутые в теле «карандаши»).
Менее известен или почти неизвестен так называемый «финский» крючок. Он очень прост даже в самодельном изготовлении и требует лишь хорошей сталистой проволоки (к примеру, — фортепианная струна верхних регистров) и тщательной заточки. Крючок представляет собой короткое цевье с отходящими в стороны усиками-жалами. Привычных засечек жала не имеют. Принцип работы прост и коварен, что подтверждает древнее происхождение крючка. Во время хватки хищник разворачивает живца головой вперед — в свою жадную пасть. «Финский» крючок при этом находится во рту живца, как бы прижав свои острые жала-колючки вдоль тела рыбки. При обратном движении крючок мертво встает враспор… Сходов с таких крючков не бывает. Еще одно его преимущество в том, что короткое цевье «самоделки», находясь во рту живца, не достает до жабр, как если бы при использовании двойников фабричных. А это значит, что живец проживет дольше и будет более активен. Способ насадки живца в этом случае – «сквозь жабры», то есть отстегнутый от застежки поводок продевается петелькой вперед в рот живца и выводится через жаберную крышку, а потом крючок фиксируется во рту живца и напоминает некие усики, отходящие в стороны. Мягкий поводок из вольфрама здесь не пойдет, так как будет довольно трудно протаскивать его сквозь жабры. Идеален был бы свитый из нескольких жил поводок из нихрома.
Если сравнить эти два способа насадки живца и два вида крючков, то можно найти и там, и там свои плюсы и минусы. Я же предпочитаю «финский» крючок, поскольку он работает на заглот, а значит, нет необходимости находиться все время у снасти, и можно заняться уже чисто спортивным спиннингом где-нибудь в сторонке. И, как уже было сказано, сходов с такого крючка не бывает. По крайней мере, будет гарантия, что без хорошего трофея не останешься. Если ловля на различные обманки не всегда бывает удачна, то на живую рыбку щука, окунь, судак возьмут непременно, если они есть на данном участке водоема. В хороших местах и при наличии живца ловля жерлицами на порядок добычливей ловли на искусственные приманки, за некоторыми исключениями. А «душу отвести» можно и со спиннингом. Ни хвоста, ни чешуи!
Автор: Александр Токарев
Источник: http://www.fishingmagazin.ru
loading...
loading...
Летняя жерлица,